Новости и события

День моряка-подводника


Сегодня, 19 марта, отмечается День подводника. Представляем вашему вниманию интервью с заместителем Яхромского благочинного, протоиереем Димитрием Колупаевым, настоятелем Свято-Духовского храма деревни Дубровки. Отец Димитрий не только священник, но и бывший моряк-подводник, и его история может быть интересной для нас, его прихожан и друзей.

Отец Димитрий, вы служили на флоте, на подводной лодке. Почему именно флот? Был ли у вас выбор?

- Ещё будучи ребёнком, я мечтал о море, о службе во флоте, влекла морская романтика, тельняшки, бескозырки. Когда во время моей учёбы в Московском Епархиальном Духовном училище наступило время идти в армию, то, с благословения руководства, я пошёл служить именно на флот. Хотя в то время туда призывали на два года, а в другие роды войск - на полтора. Сначала меня отправили в Североморск, где из роты в 120 человек я был отобран в числе шести для службы подводником. Потом была учёба в Северодвинске, а оттуда уже я попал на атомную подводную лодку в Западную Лицу.

- Не было ли страшно? Всё-таки подводная лодка.

- В юности всё проще! И, конечно же, помогала молитва, с Божьей помощью возможно всё.

- А вас не смущало то, что вы служили так далеко, за две тысячи километров от дома? Всё-таки Северный флот... Наверное, было тяжело в разлуке с родными?

- Конечно, было непросто, но, оглядываясь назад, могу сказать что в этом были глубокий смысл и польза. Тоскуя по близким вдалеке от дома, я стал по-настоящему ценить мамочкину заботу, её любовь, её пирожки, нежность и верность любимой, своей будущей супруги, которая два года меня ждала. Их письма согревали и помогали, а расстояние только ещё ярче проявило мою любовь и нежность по отношению к ним.

- В чём состояла ваша служба? Какие вы выполняли задачи на подводной лодке?

- Служил в 4 отсеке машинистом ядерных энергетических установок. Конкретно - обеспечивал работу реактора в этом отсеке: следил за датчиками давления, температуры, заносил сведения в вахтенный журнал и передавал их на пульт ГЭУ (Главной Энергетической Установки). Кстати, хочу развеять миф о том, что несущие службу на подводной лодке сильно облучаются - это неправда! У каждого матроса, у каждого офицера, у каждого мичмана в кармане дозиметр, определяющий уровень радиации на судне. И если уровень выше допустимого — это аварийная ситуация, и лодку отправляют в ремонт.

- Сложно ли было изучить устройство подводной лодки?

- Да, было трудновато! Приходилось много читать, многому учиться.

- Можете ли вы вспомнить какие-то интересные моменты из вашей службы?

- Да, конечно, могу рассказать несколько историй.

Первая произошла в 1994 году. Праздник Пасхи тогда попадал на 1 мая. Конечно, мне очень хотелось попасть на богослужение, но у нас был строгий порядок: за пределы войсковой части можно было выйти только при поручительстве родителей, которые приезжали, оставляли свой паспорт, «принимали» ребёнка, проводили с ним время, потом возвращали его вечером в часть и получали обратно свой паспорт. Тогда у меня такой возможности выйти в город не было. Но накануне праздника замполит части, капитан III ранга Кампонейцев, как сейчас помню, подошёл ко мне: "Ну, что? На Пасху хочешь в храм попасть?" "Да, хочу!" "Ну, пойдём со мной к командиру." Пришли к начальству, и замполит говорит: "Вот, это курсант Колупаев - будущий священнослужитель, а завтра Пасха. Товарищ командир, я прошу под мою ответственность выписать ему увольнительную и отпустить в город, чтобы на праздник Пасхи он мог помолиться с храме." Я тогда даже расплакался от счастья! Мне выписали увольнительную, я попал в храм, молился на пасхальном богослужении и даже вернулся из увольнительной на час раньше. На вопрос, почему я вернулся так рано, ответил, что боялся подвести замполита: он поручился за меня, как родной отец, и, конечно, я не мог не оправдать его доверие. Вот, такая удивительная история, показывающая как много вокруг добрых людей!

И ещё с одним добрым человеком мне посчастливилось тогда познакомиться. Эту женщину звали Нина, она работала в библиотеке нашей части. Зарплата у неё была маленькая, пенсия тоже небольшая, но она всегда старалась помочь людям,  животным, подкормить бездомных собак и кошек. И вот, что интересно: в конце месяца эта добрая женщина примерно подсчитывала, сколько денег было ею потрачено, и каждый раз выходили суммы, в несколько раз превышавшие те, что у неё могли быть. То есть добрый Господь чудесным образом восполнял её затраты на помощь! Воистину исполнялись слова Писания: "Рука дающего не оскудеет!"

Третья история произошла не так давно, но также связана с моей службой. Будучи в благочинии ответственным по работе с военнослужащими, я присутствовал на встрече военного отдела, где услышал, что военных моряков окормляет некий иеромонах Вениамин (Ковтун), в прошлом капитан подводной лодки. И тут я вспомнил, что во время моей службы командиром соседнего экипажа был капитан 1 ранга Ковтун, я о нём слышал, что он был верующим человеком. И я подумал: не тот ли это командир? Стал наводить справки, и оказалось, что, действительно, отец Вениамин также служил в 33 дивизии и тоже на АПЛ проекта 671 РТМ! Капитан I ранга сейчас священнослужитель и помогает в духовном окормлении военных моряков. Вот такая интересная история!

- А можете вспомнить какой-нибудь забавный случай из своей службы?

- Расскажу историю из жизни соседнего экипажа: они были в море и совершали всплытие во льдах. И к ним на борт пытался забраться белый медведь! Есть даже фотография!

- Общаетесь ли вы со своими сослуживцами?

- Да, мы списываемся, общаемся в соцсетях, обмениваемся фотографиями. Конечно, прошло 30 лет, мы изменились, у нас появились дети, у кого-то уже даже внуки, но мы с ностальгией вспоминаем нашу службу на Северном флоте.

- Вы сказали, что вас ждала любимая. Расскажите, пожалуйста, поподробнее!

- С Ксенией мы познакомились прямо перед моим призывом в армию. Мои проводы 28 ноября совпали с её днём рождения, ей исполнилось тогда 16 лет. Приехав в отпуск, я попал на её выпускной вечер, она как раз закончила одиннадцатый класс. Ну, а вскоре после моего возвращения из армии мы уже вступили в законный брак.

- Помогает ли то, что вы служили, в вашей сегодняшней пастырской деятельности?

- Конечно, помогает, особенно, во время работы в воинских частях. Как ответственный по взаимодействию с военнослужащими, я часто общаюсь с солдатами. И когда они узнают, что я тоже служил, причём служил на подводной лодке, тональность общения сразу меняется: разговор становится более доверительным, ребята открываются. Да и, зная изнутри их быт, их потребности и чувства вдали от дома, легче строить разговор, выбирать темы.

- Помогали ли вам во время службы в армии молитвы близких?

- Конечно! Я всегда чувствовал молитвы своего духовника и родных. Мама очень переживала за меня, молилась, так как в то время уже было неспокойно на Кавказе. И в первом же письме с Кольского полуострова я написал: "Вот, мамочка, ты боялась, что попаду в горячую точку, а я попал в самую холодную!"

Милость Божья ощущалась всегда. Как и то, что Господь рядом и никогда не оставляет!

Ирина Забненкова